22.01.2023
«Беларусь интеллектуальная» — уникальный натрий-графеновый накопитель энергии и другие экспонаты выставки
Беларусь обладает большим интеллектуальным и научным потенциалом. Но важнее всего — конкретный результат. Белорусским разработчикам было что
показать во всех областях — от медицины и сельского хозяйства до электротранспорта,
ноутбуков и искусственного интеллекта. Итоги многолетней работы академическая наука, вузы и предприятия продемонстрировали на площадке НВЦ «БелЭкспо». Рассказываем о самых интересных новинках представленных на выставке «Беларусь интеллектуальная».
Беспилотники
В Беларуси разрабатывают беспилотные летательные аппараты самолетного, вертолетного и мультикоптерного типов, беспилотные дирижабли. Налажено и серийное производство различных комплексов. Беспилотники позволяют решать ряд задач - от патрулирования границ и аэросъемки до грузоперевозок, мониторинга в лесном и
сельском хозяйстве и противопожарной защиты.
Ещё в прошлом году в России на форуме «АРМИЯ-2022» Беларусь демонстрировала свои возможности в области разработки ударных беспилотников, в том числе, модели «Беркут», «Ловчий» и «Кондор». Благодаря белорусскому реактивному двигателю «Беркут» значительно быстрее своих одноклассников и способен развивать скорость до 360 км/ч.
Космос
Беларусь давно развивает космические технологии. На околоземной орбите работают белорусский космический аппарат дистанционного зондирования Земли, спутник связи «Белинтерсат-1» и образовательный наноспутник BSU Sat-1 Белгосуниверситета.
С помощью малых спутников готовятся специалисты для космической отрасли. В этом году планируют запустить уже второй наноспутник БГУ. Он претерпел существенные изменения как по своей компоновочной базе, так и по возможностям использования в образовательном процессе.
От электроскутеров до электроБЕЛАЗов
Первый белорусский электромобиль ученые представили еще в 2017 году. Он был создан на базе китайского седана Geely SC7. С тех пор пройден большой путь. Национальная академия наук за прошедшие годы представила самые разные модели техники и постепенно увеличивала локализацию электротранспорта.
Сегодня ученые презентовали электромобили с каркасно-панельным кузовом. Это несущий металлический каркас и пластиковый обвес. У такой техники высокая степень локализации. Наиболее перспективным ученые считают электрогрузовик малого класса. Это экологически чистая техника для перевозки грузов внутри городов. «
Можно ночью его заряжать, а днем ездить. И технология вполне реализуема в Беларуси: пластик мы изготавливаем, каркасы варим, электропривод тоже полностью наш. Так что это максимально локализованный электромобиль»,— подчеркнул генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Беларуси Сергей Поддубко.
На выставке представлен и спортивный электромобиль. На данный момент его в основном используют для испытаний электроприводов в условиях высоких скоростей и нагрузок. Спорткар участвует и в ежегодном электроралли. Конечно, с внедрением белорусского электротранспорта в производство не все так просто. Сначала длительные испытания, потом внесение необходимых изменений в конструкцию. Продолжается кропотливая работа над локализацией компонентов.
Развивается и направление малого электротранспорта. В частности, на выставке представили электроскутеры.
Тема электротранспорта не нова и для Белорусского автомобильного завода.
«Электрический самосвал пока проходит внутренние полигонные испытания на нашем предприятии. Мы проводим все регламентные работы, отлаживаем. В ближайшее время готовы предъявить рынку коммерциализацию этого проекта»,— отметил генеральный директор ОАО «БЕЛАЗ» Сергей Никифорович.
Уже есть и модель гибридного самосвала, где используется двигатель малой мощности и аккумуляторные батареи. Он позволяет эффективно проводить работы по добыче полезных ископаемых при малом потреблении дизельного топлива. Разработаны и роботизированные самосвалы. Этот проект уже реализован на месторождении Ситницкое в Микашевичах и на одном из месторождений в Российской Федерации.
БЕЛАЗ на выставке продемонстрировал востребованные разработки и в сфере IT. В их числе интеллектуальная система мониторинга и прогнозной аналитики для карьерных самосвалов и так называемая «виртуальная мастерская».
«Виртуальная мастерская» — проект, в рамках которого будет осуществляться обучение сборочным и разборочным процедурам мотор-колеса с дальнейшим проведением экзамена, далее завод планирует дополнить «мастерскую» технологическими операциями по работе с подвеской, гидромеханикой и электроникой горной техники.
Уникальный накопитель энергии
В вопросе локализации электротранспорта ключевую роль играет накопитель энергии. Литий-ионные ячейки для батарей в основном поставляются из Китая. Ученые работают над тем, чтобы не зависеть от импорта. И сегодня представили уникальную новинку, которая в перспективе поможет в этом — натрий-графеновый накопитель энергии для электротранспорта и не только. Никто в мире еще не сделал стабильно работающий прототип натриевых батарей, а у белорусских ученых получилось.
«
Мы обещали Президенту создать наш отечественный безлитиевый аккумулятор, и мы это сделали. Мы достигли примерно таких же параметров, как у литиевых батарей. Наши разработчики оценили, что теоретически на натрии можно обеспечить мощность, емкость и прочие необходимые параметры в 2,5-3 раза выше по сравнению с литием. Думаю, когда мы отладим технологию, так и получится. И на следующей выставке мы покажем более совершенную батарею»,— сказал генеральный директор научно-производственного центра (НПЦ) Национальной академии наук Беларуси по материаловедению Валерий Федосюк.
По словам разработчиков, цена нового накопителя на порядок ниже, чем у литиевых батарей.
«Литий дорогой, месторождений мало, на всех его не хватит. А натрий есть в Беларуси. Для нас важно использовать отечественное сырье. Помимо натрия, в батарее есть аммиак, который тоже у нас производится, а также графен - модификация, которую мы получаем из закупаемого в России дешевого графита»,— отметил гендиректор НПЦ.
Пока новый накопитель энергии опробовали на малом электротранспорте. Дальше ученые планируют сделать батарею побольше, уже для электромобилей. Технология будет многократно проверена и испытана на батареях разной мощности, на разной технике. И только после этого специалисты займутся ее внедрением на практике. НАН и Минпром будут искать инвесторов и планировать организацию сначала мелкосерийного, а потом более крупного производства.
Источник: «
БелТА»
Фото Максима Гучека
См. также:
20.01.2023
В выставочном комплексе «БелЭкспо» в Минске стартовала выставка научно-технических достижений «Беларусь интеллектуальная»