24.04.2023

I кв. 2023: доля российских ноутбуков в продажах выросла вдвое

Рост продаж российских и китайских решений продолжается. При этом в первом квартале 2023 года общие продажи ноутбуков в штуках в России сократились (сравнивая с аналогичным периодом прошлого года) почти на четверть, а спрос на персональные компьютеры снизился на 6%. В денежном выражении оба сегмента просели более чем на 30%. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные ретейлеров.

ноутбук в стиле космос.jpg

По данным ретейлера Holodilnik.ru, продажи ноутбуков в стране в первом квартале сократились на 20% до 812 тыс. устройств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В деньгах продажи сократились на 33% до 45,5 млрд рублей. Больше всего снизились продажи устройств ушедших из России производителей, таких как HP (снижение продаж на 74%), Acer (на 62%), Dell (на 75%), Apple (на 34%) и др. Наибольший рост продемонстрировала продукция китайских производителей, таких как Haier (рост на 23%), ThundeRobot (более 100%), Chuwi (более 100%), а также тайваньской Gigabyte (42%).

Что касается настольных компьютеров, то, по данным ретейлера, падение продаж в штуках год к году составило 6% в первом квартале (продано 278 тыс. устройств). В денежном выражении этот сегмент рынка упал на 31% до 12,1 млрд рублей. Больше всего сократились продажи компьютеров Lenovo, HP и Depo. Самый высокий рост продаж у российского бренда iRU, сумевшего нарастить долю в штучном выражении до 20% (годом ранее 15%). В «F+ tech-Марвел» подтвердили улучшение позиций российских брендов в сегменте компьютеров. Помимо iRU, отмечается рост продаж устройств Ardor Gaming и Rombica.

Падение рынка является следствием ажиотажного спроса на электронику, который фиксировался в первой половине прошлого года. Уже осенью спрос начал постепенно снижаться. Также отмечается, что россияне стали больше покупать устройства низкого ценового сегмента. К примеру, спрос на ПК дешевле 18 тыс. рублей за год подскочил на 84%, а востребованность устройств стоимостью до 25 тыс. рублей выросла на 73% за аналогичный период. При этом отмечается снижение спроса на компьютеры стоимостью от 50 до 150 тыс. рублей (на 33%), а также дороже 150 тыс. рублей (на 77%). По данным Holodilnik.ru, аналогичная ситуация наблюдается в сегменте ноутбуков: наибольшей популярностью в отчётном периоде пользовались устройства стоимостью 17–20 тыс. рублей.

В «М.Видео-Эльдорадо» сообщили, что в первом квартале доля российских ноутбуков в продажах выросла почти вдвое. Такой динамике способствовало расширение ассортимента в базовом сегменте до 25 тыс. рублей. Кроме того, с конца прошлого года на рынке доступны устройства среднего сегмента стоимостью 25–50 тыс. рублей. Представитель компании сообщил, что в настоящее время в магазинах и на онлайн-площадках можно приобрести около 40 моделей ноутбуков российских брендов, в том числе Irbis, F+ и Prestigio. При этом в «М.Видео-Эльдорадо» отметили, что наиболее активный рост наблюдается у китайских производителей.

По данным «Ситилинка», рынок компьютеров и ноутбуков в штуках в первом квартале снизился на 30–35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также отмечается рост спроса на компьютеры российских брендов и китайские ноутбуки.

Рост продаж российских решений связан с льготами для производителей и расширением мощностей внутри страны, считает вице-президент производителя компьютеров Kraftway Ренат Юсупов. По его словам, российские компании в конце 2022 года запаслись необходимыми компонентами и благодаря конкуренции между собой начали снижать цены. По оценке господина Юсупова, к концу 2023 года отечественные устройства могут увеличить долю в полтора раза благодаря субсидированию закупки компонентов государством. Собеседник “Ъ” среди крупных дистрибуторов подтверждает, что доля российских производителей растет. «Только у нас она увеличилась с 23% до 40%»,— отмечает он.

Однако далеко не все участники рынка оптимистичны. Так, глава департамента закупок ШПД Merlion Олег Фоменко считает, что из-за налаженных цепочек параллельного импорта зарубежной продукции доля отечественных брендов на рынке сократится к концу года.

Источник:  Коммерсант3DNews

Тимофей Корнев, Владимир Фетисов

Возврат к списку новостей