27.12.2022

Импортозамещение остается неизбежным, только выглядит совсем не так, как предполагали ранее

Компания «Сила», российский производитель серверного и сетевого оборудования, а также ноутбуков, поделилась своим видением момента в корпоративном сегменте российского ИТ-рынка и собственных планов. Политика и планы входящей в группу компаний IBS производителя во многом отражают оценку ситуации от одного из крупнейших игроков российского ИТ.

Все ожидаемо, но сложно
Корпоративные заказчики надеялись на смягчение ситуации в течение достаточно длительного времени время после введения санкций и даже после объявления ключевых вендоров об уходе с российского рынка. Однако рельеф российского ИТ-рынка изменен полностью и навсегда, уже очевидно, что ситуация в корпоративном сегменте не вернется к досанкционной в обозримом будущем. Всем — и российским корпоративным заказчикам, и игрокам ИТ-рынка — придется работать и развивать инфраструктуры в новой реальности. Ситуация не стала полным сюрпризом — санкции в разных формах преследовали Россию с 2014 года — хотя масштаб 2022 года оказался беспрецедентным.

К масштабным санкционным ограничениям в ИТ готовились на государственном уровне, но нужно признать, отмечает Шамиль Аминев, генеральный директора компании «Сила», что ранее выбранное направление импортозамещения полностью провалено — развитие ситуации внесло свои коррективы. Планы массового перевода цифровой техники на процессоры «Эльбрус» и «Байкал» пришлось полностью отменить по причине отсутствия самих процессоров: тайваньские производители отказались выпускать эти чипы, а собственных мощностей для такой задачи на территории страны нет, и вряд ли они появятся в среднесрочной перспективе, отметил г-н Аминьев.

Импортозамещение: новые реалии
Импортозамещение остается неизбежным, только выглядит совсем не так, как предполагали ранее. Продукция ИТ для корпоративного рынка остается результатом глобальной интеграции, уверен г-н Аминев. Процессы импортозамещения идут, но массовое оборудование для построения и развития корпоративных ИТ-инфраструктур — компьютеры, серверное и сетевое оборудование — продолжают строить на чипах глобальных производителей. Оборудование на российском рынке присутствует в разных вариантах поставок.

Первый вариант — поставляемые в формате «параллельного импорта» продукты глобальных брендов. Такие товары востребованы корпоративными заказчиками по ряду причин — знакомый модельный ряд, предсказуемое качество и т. д. — но данный канал поставок нестабилен, а цены на модели уже оказались заметно выше привычного уровня. Причина удорожания как в рисках канала поставок, так и в необходимости доплачивать за привычные сервисы — включенные в стоимость оборудования (например, гарантийная поддержка). Дороговизна такого оборудования — один из факторов снижения интереса к параллельному импорту, который, по мнению г-на Аминева, будет сокращаться.

Второй вариант — оборудование, поставляемое российскими производителями, доля которого будет расти естественным образом. «Производитель» не синоним термина «изготовитель», подчеркнул г-на Аминев. Производитель не обязательно собирает «железо» на своих мощностях — например, Apple этого не делает, равно как и многие другие глобальные бренды — но обеспечивает сервис, а также развитие линеек продукции в соответствии с требованиями локального рынка, оптимизацию ценовой политики, поддержку канала продаж и т. д. Данный вариант с оборудованием российских производителей неоднороден, и его следует рассматривать в двух подгруппах.

Импортозамещенное бывает разным
Оборудование, произведенное в соответствии с требованиями для «импортонезависимой продукции» и включенное в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции Минпромторга России на рынке доступно. С технической точки зрения оно не является полностью санкционно-устойчивым, поскольку построено на компонентах и технологических стеках, не являющихся импортонезависимыми в полной мере.

Требования к производству ряда компонент на территории РФ, принятые для соответствия нормативным требованиям Минпромторга, приводят к заметному удорожанию такой продукции даже по сравнению с ввезенной по «параллельному импорту» — нужные производственные мощности в РФ существенно ограничены и не могут быть масштабированы быстро. Разница в цене для таких товаров оказывается значительной — десятки процентов, а на некоторые типы оборудования и в разы! Контрактное производство на азиатских мощностях — привычное ODM — оказывается экономически существенно более выгодным по причине большей гибкости и широкой масштабируемости производства, а также охватывает весь спектр массового оборудования для корпоративных заказчиков.

«Сила» поставляет российское оборудование в обоих вариантах, при этом, как подчеркнул г-н Аминев, остается вендором, обеспечивающим на привычном для российского заказчика высоком уровне качества сервисы — гарантийную поддержку (в том числе с доступом к ремонту «железа» на территории заказчика), возможности расширения срока гарантии, регулярного обновления софта и т. д.

Что дальше?
Уход с рынка страны глобальных вендоров создал в РФ как некоторый вакуум в поставках оборудования, так и серьезные проблемы с каналом. Например, товарные кредиты, которые предоставляли вендоры российским компаниям, стали недоступны, а их общий объем в рассматриваемом сегменте поставок компонентов для ИТ-инфраструктуры корпоративным пользователям превышал миллиард долларов, отметил г-н Аминев.

Присутствует дефицит оборудования в рассматриваемом классе массовых корпоративных решений — от единиц процентов до 50% и более, в зависимости от сегмента — что негативно влияет на цену для конечного потребителя и на условия поставок, в частности, увеличивая сроки доставки. Однако сложности момента будут преодолены российским рынком по большинству позиций к концу следующего года, считает г-н Аминев. Среди многих других российских компаний «Сила» будет принимать в этой работе активное участие. В планах «Силы» расширение модельных линеек (в том числе для ноутбуков), совершенствование каналов поставок — вендор сочетает работу через дистрибьюторов с прямыми продажами — и увеличение доли рынка, занимаемой продукцией компании в рассматриваемом сегменте до 20% и более.




Возврат к списку новостей