14.12.2023

«Яндекс» удвоит парк AMR-роботов и начнёт сдавать их в аренду

«Яндекс» рассказал о планах увеличить в 2024 году парк роботов-доставщиков со 130 до 260 единиц. Кроме того, их будут сдавать в аренду другим компаниям для доставки «последней мили», то есть на расстояние до 2 км до конечного потребителя. РЖД уже запланировало использование роботов-носильщиков на ж/д вокзалах для помощи пассажирам. Сейчас идёт доработка технологии, после чего пройдёт тестирование 50 образцов автоматизированных помощников «Яндекс» на железнодорожных вокзалах Москвы.

Yandex-robot_01.jpg

Разработчик возьмёт на себя всю техническую часть работы, связанную с роботами: гарантийное обслуживание машин, техническую поддержку и создание необходимых для навигации по городу высокоточных карт.

Yandex-robot_04.jpg

Первыми клиентами, вероятно, станут крупные сетевые супермаркеты, кофейни и заведения быстрого питания — сейчас «Яндекс» ведёт переговоры с представителями нескольких сетей.

Yandex-robot_03.jpg

По подсчётам компании, для охвата района в 5000 жителей достаточно 15 роботов-доставщиков. В будущем услуги этих машин могут понадобиться гостиницам, магазинам, управляющим жилыми комплексами, университетскими кампусами и креативными кластерами.

Yandex-robot_05.jpg

К 2025 году «Яндекс» планирует снизить стоимость доставки роботами до среднерыночной или ещё ниже, и для этого потребуется загрузить машины заказами до 80% — до 12–15 в день.

Yandex-robot-winter.jpg

«Яндекс» запустил роботов-доставщиков в работу в 2019 году. К настоящему моменту они произвели 300 тыс. доставок, проехав 600 тыс. км. Сегодня роботы трудятся в Москве, Иннополисе, на курортах Роза Хутор и Красная Поляна, в городе Мурино в Ленинградской области. В Иннополисе доставку производят только роботы, а в будущем география их применения расширится.

Yandex-robot_7.jpeg

В ноябре 2021 года «Яндекс» представил робота-доставщика третьего поколения (R3) — новая партия из 50 таких машин вышла в октябре этого года. Компания самостоятельно разработала программную и, преимущественно, аппаратную часть робота. За текущий год робокурьеры вовремя доставили 87% заказов — в среднем это 8–12 минут, а наибольшую эффективность они доказали при доставке на расстоянии до 2 км.

Yandex-robot_02.jpeg

Компания ОАО «Российские железные дороги» планирует начать использование на ж/д вокзалах роботов-носильщиков «Яндекс» для помощи пассажирам с крупногабаритным багажом, сообщил ресурс РБК. Сейчас идёт сбор предложений по разработке и внедрению технологии, после чего пройдёт тестирование 50 образцов автоматизированных помощников на железнодорожных вокзалах Москвы.

В описании проекта указано, что робот-носильщик «должен следовать за пользователем», используя для ориентации датчики и компьютерное зрение. Устройство сможет перемещать груз до 30 кг, а также самостоятельно выполнять зарядку батареи и возвращаться на базу. Вызывать робота-носильщика и оплатить услугу можно будет в мобильном приложении. Использование технологии позволит отказаться от использования человеческого труда, а также снизить стоимость услуги.

Сейчас услуги носильщиков на пассажирских станциях РЖД стоят от 320 до 440 руб. По мнению председателя Союза пассажиров Кирилла Янкова, внедрение роботов-носильщиков позволит снизить тариф до 100–200 руб. Вместе с тем он считает, что в ближайшие годы роботы не смогут заменить человека в этой категории услуг. «Носильщик выполняет важные функции — например, если речь идёт о помощи пожилым людям, то вытащить из багажника автомобиля ручную кладь, погрузить её на тележку, транспортировать до вагона, взять в руки и разместить в багажном отделении вагона»,— говорит Янков.

По оценкам Олега Кивокурцева, директора по развитию Promobot, стоимость разработки 50 роботов с учётом создания прототипов составит не менее 60 млн руб. «Стоимость одной единицы может составить от 1 млн руб., и это по оптимистичным оценкам. Если учесть использование сразу трех систем датчиков, включая лазерные лидары, то стоимость может превысить 2 млн руб.»,— полагает эксперт.

В настоящее время автономные мобильные роботы (AMR, autonomous mobile robots) и автоматически управляемые тележки (AGV, automatic guided vehicle) используются на транспорте и логистике по всему миру. Пандемия COVID-19 повлекла за собой значительный дефицит рабочей силы, но некоторые компании смогли продолжать работу с минимальным участием сотрудников во время карантина благодаря внедрению роботов AMR и AGV.

Голландская авиакомпания KLM Royal Dutch Airlines ещё в 2018 году представила робота-носильщика Care-E, способного не только транспортировать багаж, но и проводить пассажира до выхода на посадку.


Компания «Яндекс» опередила голландцев на два года, создав в рамках проекта «Яндекс.Ровер» полуметрового робота-курьера для перевозки грузов весом до 20 кг, которого протестировала в своей штаб-квартире. Сообщается, что робот полностью автономен: сам планирует свой маршрут, объезжает препятствия и пропускает пешеходов и животных. Он может ездить по городским тротуарам со скоростью около 5 км/ч, выполняя заказы в разных погодных условиях.

Источники:  ЯндексРБК3DNews

Павел Котов, Владимир Мироненко

Возврат к списку новостей